Необходимость при выборе способов опровержения этих взглядов выяснять, результат ли они реальных философских затруднений, или они выставляются лишь в целях спора. Ясно, таким образом, что оба этих учения исходят из одного и того же образа мыслей. Но обсуждение нельзя вести со всеми ими одинаково: одних надо убеждать, других одолевать словесно. Действительно, если кто пришел к такому мнению вследствие сомнений, неведение легко излечимо (ибо надо возражать не против их слов, а против их мыслей). Но если кто говорит так, лишь бы говорить, то единственное средство против него – изобличение его в том, что его речь – это лишь звуки и слова. А тех, у кого это мнение было вызвано сомнениями (Комментарий: Т. е. тех, кого действительные сомнения привели к признанию совместимости противоречий и истинности всякого мнения), к нему привело рассмотрение чувственно воспринимаемого. Они думали, что противоречия и противоположности совместимы, поскольку они видели, что противоположности происходят из одного и того же; если, таким образом, не сущее возникнуть не может, то, значит, вещь раньше одинаковым образом была обеими противоположностями; как и говорит Анаксагор, что всякое смешано во всяком (Комментарий: По учению Анаксагора, в любом теле содержатся гомеомерии со всякими качествами, а свойства тела в целом определяются лишь преобладанием в нем тех или иных гомеомерий), и то же Демокрит: и он утверждает, что пустое и полное одинаково имеются в любой частице (Комментарий: Т. е. что пустота и атомы одинаково являются условиями существования вещества в любой его части), хотя, по его словам, одно из них есть сущее, я другое – не сущее. Так вот, тем, кто приходит к своему взгляду на основании таких соображений, мы скажем, что они в некотором смысле правы, в некотором ошибаются. Дело в том, что о сущем говорится двояко, так что в одном смысле возможно возникновение из не сущего, а в другом нет, и одно и то же может вместе быть и сущим и не сущим, но только не в одном и том же отношении. В самом деле, в возможности одно и то же может быть вместе обеими противоположностями, но в действительности нет. А кроме того, мы потребуем от этих людей признать, что среди существующего имеется и некая другого рода сущность, которой вообще не присуще ни движение, ни уничтожение, ни возникновение. Источник: Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 1. Ред. В.Ф. Асмус. Москва, «Мысль», 1976. с. 134-135, 465-466. Аристотель, "Метафизика", книга четвертая (Г), глава 5. #философия@apxaia_ellada #Аристотель@apxaia_ellada #Аристотель_Метафизика@apxaia_ellada

Теги других блогов: философия взгляды опровержение